Гладкошерстный фокстерьер


Основные характеристики

Параметры породы
Страна происхождения: Великобритания
Вес представителей породы: кобель – 8,2 кг, сука – 7,7 кг
Высота в холке: 35–40 см
Темперамент: активный
Шерсть: короткая
Роль в жизни человека: компаньон, охотничья

Озорной и веселый, фокс отличается сильным характером, поэтому в воспитании от владельца требуется настойчивость, умеренная строгость, справедливость. Собачка не выделяет в семье одного человека, одинаково хорошо относясь ко всем, но ей все же необходим тот, кто будет направлять бушующую энергию в правильное русло.

Оценка породы

Агрессивность (Оценка 3/5) Активность (Оценка 5/5) Уровень интеллекта (Оценка 4/5) Переносимость одиночества (Оценка 2/5) Популярность (Оценка 3/5) Отношение к детям (Оценка 5/5) Сторожевые качества (Оценка 4/5) Качества телохранителя (Оценка 4/5) Линька (Оценка 4/5) Дрессировка (Оценка 4/5) Здоровье (Оценка 4/5) Потребность в уходе (Оценка 4/5)

Происхождение

История породы началась в Великобритании, где собаководы улучшали ее качества: представители должны были добывать лисицу, енотовидную собаку, барсука, грызунов. Впервые о предках фокстерьера упоминали в 55 году до н. э., во времена Римской империи. Когда римские воины прибыли на Британские острова, то обратили внимание на небольших собак, которые добывали свою дичь из нор. Сведениями о фоксах изобилуют старинные охотничьи книги XVIII века, на страницах которых встречаются картинки питомцев. Например, английский художник Соури Гилпин в 1790 году на своей картине изобразил фокстерьера Питча.

Чтобы получить фокса – охотничью собаку, пригодную для норной работы, – британские собаководы скрестили бультерьера, бигля, грейхаунда со староанглийским черно-подпалым терьером. Нынешние питомцы приобрели внешность в 1875 году, тогда же появились требуемые качества охотника. Выведено две разновидности: гладкошерстная и жесткошерстная (у которой подшерсток мягкий, а остевой волос жесткий, кудрявый). Слово «гладкошерстный» стали использовать при упоминании породы в 1883 году.

В Россию терьер попал благодаря стараниям князя Бориса Голицына, который любил эту породу. Фоксы появились на территории страны в конце 1850-х годов, затем распространились по всей Европе, попали в Австралию, на американский континент.

До 1900 года жесткошерстного и гладкошерстного питомцев скрещивали, поскольку не разделяли эти подвиды. Фокстерьера с гладкой шерстью признали как самостоятельную породу только в 1993 году – Международная кинологическая федерация отнесла его к группе терьеров.

Среди питомцев есть знаменитости. Таким, например, является фокстерьер Иглу, сопровождавший адмирала Ричарда Бэрда, когда тот был в составе экспедиции на шельфовый ледник Росса в 1928-1930 гг. Это единственный случай, когда собака побывала в Антарктике с ее экстремальным климатом.

Современный фокс – собака, давно утратившая рабочие качества, и если бы не усилия собаководов, ее активный темперамент тоже угас бы. В некоторых странах, особенно Центральной Азии, устраиваются поединки норных собак. Терьеров предпочитают обучать охотничьему делу, с чем он успешно справляется.

Фото гладкошерстного фокстерьера


Описание

Если видеть терьера на фото, можно подумать, что это комнатная собачка – выглядит животное действительно мило. Но стандарт предписывает совершенно другие характеристики, чем у декоративных сородичей. Питомцу предписывалось быть выносливым, уметь хорошо работать при небольших параметрах тела, поэтому он замечательно охотился на лис. Когда мода утихла, гладкошерстных друзей действительно стали держать дома в качестве любимца семьи.

Телосложение фокса крепкое, мускулистое, лишенное неуклюжести. Это сильный, активный, подвижный и очень веселый пес. Размеры морды и черепа гармоничны, соразмеримы, лоб плоский, голова клинообразная. Глаза полукруглой формы, окрашены в темно-коричневый цвет. Форма ушей заломлена, с опущенным концом. Корпус лишен складок, поджарый и крепкий, мускулистый. Стандарт не запрещает оставлять хвост некупированным, но часто его укорачивают. Не подвергшийся операции хвост не должен иметь вид полукольца. Лапы отличаются мощностью, они не слишком длинные. Сколько живут: продолжительность жизни составляет 10-15 лет.

Гладкошёрстный представитель имеет два типа окраса покрова:

  1. Сочетание трех цветов: белого основного и рыжего, черного в виде пятен.
  2. Сочетание двух цветов: основной фон – белый, на котором четко выделены рыжие пятна.

Характер

Увидеть мини фокса в плохом настроении невозможно: он всегда оптимистично настроен, отважен, настойчив, обладает врожденными охотничьими инстинктами. Поза животного выдает его бдительность – он будто постоянно в напряжении, готов сделать рывок. Он сообразителен, обладает быстрой реакцией, самостоятельно принимает решения. Обладая сангво-холерическим темпераментом, терьер готов заниматься спортом, принимать участие в играх.

Это маленькое животное поладит с таким же хозяином, который сам все время в движении. Не то, что на прогулке – даже дома питомец не сидит на месте. Гладкошерстный фокстерьер прекрасно подойдет в семьи с детьми, причем не имеет значения их возраст. Он обожает игры, поэтому будет принимать в них самое активное участие. С животным можно смело отправляться в поход, на природу, спортивные состязания. Терьеры обожают плавать, преодолевать препятствия, рыть песок, землю, апортировать предметы.

Хозяин должен уважать и любить фокса – только так можно установить с собакой доверительные отношения. Ей необходимо чувствовать себя полноправным членом семьи, знать обо всех событиях. Терьера не стоит заводить пожилым, занятым людям, поскольку его активность и подвижность не всегда смогут разделить. Животное плохо переносит длительное одиночество, поэтому устроит в доме погром, если его надолго оставят без компании.

К незнакомцам он относится ровно, без агрессии, но в нужной ситуации постоит за себя и хозяина. Фокс – прирожденный охотник, чьи гены сразу дают о себе знать при появлении соседской кошки. Он будет ладить с мелкими животными, которые окружали его с самого детства и к которым привык. Кстати, фокстерьеры, которых с детства натаскивают, обучают профессиональной охоте, более серьезны, имеют высокую самооценку.

Воспитание

Гладкошерстный карликовый охотник обладает сильным, своенравным характером, поэтому воспитывать его должен человек, отвечающий ему по духу. Грамотное воспитание не даст ему превратиться в забияку и бродягу. Агрессивным он не станет, но шкодничать и проказничать будет еще как.

Помимо того, что владелец должен обладать таким же активным темпераментом, ему не помешают лидерские качества, настойчивость и умеренная строгость. На протяжении жизни фокстерьер будет не раз пытаться встать на место хозяина, особенно в подростковом возрасте. Эти попытки нужно сразу и решительно прекращать.

Гладкошерстные представители породы любят лаять, поддавшись возбужденному настроению. С детства эту привычку нужно держать в узде, иначе конфликтов с соседями не избежать. Конечно, унять расшалившегося питомца бывает крайне нелегко, поэтому стоит позаботиться о шумоизоляции.

На прогулках собака запросто поддается охотничьим задаткам: гоняется за птичками, кошками, велосипедистами, автобусами, детьми – всем, что движется и может представлять интерес. Поэтому щенку следует четко обозначить границы дозволенного, показать, с чем можно резвиться, а где нужно держать себя спокойно.

Охотничья страсть к рытью может проявляться не только во время прогулок – дома терьер предпринимает попытки царапать пол. Если животное лишено достаточного времени, чтобы погулять вне дома, оно вполне может расковырять напольное покрытие (ламинат, паркет и т. д.). От плохой привычки следует отучать, при этом давая возможность вволю набегаться во дворе.

Дрессировка

Начинать дрессировать фокса нужно со щенячьего возраста, чтобы в дальнейшем упрямство и своенравие не помешало вырастить послушного питомца. Воспитатель должен быть справедливым и строгим – эти два качества необходимо соизмерять. Агрессии не должно быть места, поскольку терьер будет отвечать тем же. Начинать дрессировку следует дома, причем отдавать команды следует в форме игры, чтобы малыш много двигался – это будет для него понятнее.

Первая команда – это привыкание к кличке. Затем щенок должен выучить, где находится туалет, место для отдыха, привыкнуть к ошейнику, без которого выгул будет невозможным. В первую прогулку нужно научить терьера идти рядом с хозяином, не забегать наперед, в сторону и не плестись сзади. Когда собака подрастет, можно научить ее ходить рядом без поводка. Затем приходит черед статических команд: «сидеть», «лежать». Фокстерьера гладкошерстного обязательно нужно хвалить за правильное выполнение, угощать вкусным.

Если владелец любит кататься на велосипеде, можно обучить щенка бежать рядом во время езды. Нелишне будет научить брать различные препятствия. Главное – обучение должно вызывать интерес и энтузиазм, а не быть скучным. У фоксов хорошая память, они быстро усваивают материал, но закреплять его не желают из-за своеволия и большой активности. Несомненно, хозяин должен проявлять упорство.

Одобрять правильное выполнение команд, подкрепляя похвалу лакомством, можно на первых порах. Дальше собака будет чувствовать удовлетворение, уверенность в себе, победный вкус, и этого будет достаточно.

Уход

По сравнению с жесткошерстным сородичем, гладкошерстный фокстерьер менее требовательный по части ухода за шерстью, за исключением времени линьки. Если не планируются выступления на выставках, тримминг можно проводить в домашних условиях. Купание со специальным шампунем проводят раз в месяц или по мере загрязнения собаки. Кстати, фоксы очень любят эту процедуру. Лапы моют после каждой прогулки, насухо вытирают. Как только появляются когти, их удаляют, как и волосы между пальцами.

Чистка ушей гладкошерстных фокстерьеров проводится 1-2 раза в месяц. Перед процедурой нужно выщипать из слухового прохода волоски. Особенностью породы является необходимость удалять у нее волоски, которые растут по направлению к роговице – если этого не делать, могут травмироваться глаза. После 9 месяцев, когда появились постоянные зубы, нужно чистить зубы специальной пастой, вовремя удалять зубной камень.

Кормление

Допускается давать фоксу заводские корма только класса премиум или супер-премиум: в результате шерсть питомца становится блестящей, не выпадает, а кожа поддерживается в идеальном состоянии.

Питание, построенное на натуральной еде, должно включать:

Рекомендуемый рацион питания
Отварные субпродукты, мясо Легкие, печень, сердце; баранина, говядина
Овощи Тыква, капуста, морковь
Кисломолочные изделия Сметана, творог
Крупы Пшенная, овсяная, рисовая, гречневая
Яйца
Сухари
Морская рыба Филе
Фрукты, овощи, зелень Овощи – тушеные, фрукты – сырые

Дополнительно советуют добавлять витамин Д и рыбий жир. Малыши поглощают пищу пять раз на день, взрослые питомцы – 2 раза. Миски для еды и воды должны быть всегда чистыми, чтобы у собаки не возникали проблемы с кишечником. Раз в неделю можно делать разгрузочный день, предлагая собаке только сырую морковь, воду, сухари – благодаря этому разгрузится кишечник.

Фокстерьеры демонстративно не выпрашивают еду и не склонны к обжорству, но могут незаметно для хозяйского глаза свистнуть со стола лакомый кусочек. Высокая физическая активность, небольшие параметры и быстрый обмен веществ фоксов вынуждает кормить их небольшими порциями. Корм обязательно должен иметь концентрированные насыщенные ингредиенты, чтобы восполнять энергетические потери питомца.

Заболевания

Генетические болезни фоксов таковы:

  • Меланома.
  • Катаракта.
  • Глаукома.
  • Диабет.
  • Дистихиаз (лишние ресницы).
  • Вздутие живота.
  • Слабость мышц.
  • Дисплазия тазобедренных суставов.
  • Аллергия.
  • Кожные заболевания.
  • Глухота.

Фокстерьер плохо переносит лекарства.

Фото щенков


Как выбрать щенка

Прежде чем отправиться к конкретному заводчику, стоит поинтересоваться, разведением каких питомцев он занимается – выставочных или охотников. Между собаководами негласно существует подобное разделение, поэтому нужно сразу определиться, кто нужен будущему владельцу. Кандидату должно быть не менее 1 месяца, а лучше 2-х.

Здоровый и крепкий щенок гладкошерстного фокстерьера – это очень активный малыш, постоянно пребывающий в движении. Его шея и хвост постоянно вздернуты, он часто встает в соответствующую стойку. Питомец не должен бояться резких звуков, чтобы во взрослом возрасте не робеть перед хищниками, другими собаками, превосходящими по размеру. Пропорции тела должны быть гармоничны, морда должна правильно соотноситься с черепом.

Будущий охотник должен проявлять лидерские замашки. Если владелец планирует ходить на лису, нужно искать щенка с купированным хвостом, чтобы во время травли он не пострадал. Самостоятельно делать эту операцию не рекомендуется, поскольку собаке трудно ее переносить.

Цена малышей составляет приблизительно 10-40 тыс. руб.

История создания

Николай Рерих. Град Обреченный, 1914

Авторы позаимствовали название произведения у картины Николая Рериха, по их словам, поразившей их «своей мрачной красотой и ощущением безнадёжности, от неё исходившей» Б. Стругацкий.. У картины заимствовано и старославянское произношение названия — не «обречённый», а «обрече́нный», не «город», а «град».

Идея «Града» возникла в 1967 году во время работы над «Сказкой о Тройке», хотя, как отмечает Борис Стругацкий, уже трудно установить, каким был первоначальный замысел, и он скорее всего был весьма непохож на окончательную версию. Рабочие названия романа — «Новый Апокалипсис» и «Мой брат и я» (что свидетельствует о первоначальной автобиографичности задуманного произведения). Роман был написан в шесть заходов в течение двух с четвертью лет. Официальная дата его завершения — 27 мая 1972 года.

Однако публикация текста была осуществлена только в перестройку. Впервые главы из романа публикует журнал «Радуга» — с января по апрель 1987 г. Затем роман публикуется в журнале «Нева» — в сентябре-октябре 1988 г. и в феврале-марте 1989 года. В 1989 году роман выходит отдельным изданием.

Как пишет Б. Стругацкий, задачей романа было показать, как «под давлением жизненных обстоятельств кардинально меняется мировоззрение молодого человека, как переходит он с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве, без какой-либо опоры под ногами».

Основные особенности описываемого мира

География

Действие романа происходит в некоем Городе, находящемся вне времени и пространства. Географически Город простирается на узком дугообразном уступе, ограниченном бездонным обрывом на западе и неприступной Жёлтой Стеной на востоке. Как выясняется в последней части, Город пространственно замкнут с запада на восток: тела и предметы, упавшие с Обрыва, находят затем под Жёлтой Стеной.

Солнце неподвижно, оно включается и выключается как некий исполинский светильник, по расписанию:

«… на своём обычном месте медленно разгорается малиновый диск. Сначала диск дрожал, словно пульсируя, становясь всё ярче и ярче, наливался оранжевым, жёлтым, белым, потом он на мгновение погас и сейчас же вспыхнул во всю силу так, что смотреть на него стало невозможно»

За юг условно принято направление на Солнце, за север — противоположная сторона. На юге от города располагается сельская местность, фермерские хозяйства, болота, водятся дикие животные. Что находится южнее — неизвестно. Город растёт с севера на юг — новые здания строятся на южной окраине, а северные кварталы забрасываются по мере того, так как там исчезает вода. В результате на севере располагаются необитаемые руины, масштабы которых неизвестны. За пределами Города встречаются необычные формы жизни. Так, на болотах живут «краснухи», досаждающие фермерам, а на пустошах севера обитают «акульи волки».

Население

Люди попадают в Город из разных стран и времён, в пределах XX века. Механика попадания в город не описывается, известно лишь, что это происходит добровольно: к человеку обращается некто и предлагает переместиться в Город и далее жить там, участвуя в некоем Эксперименте. Большинство персонажей находились в сложной жизненной ситуации (реальная угроза жизни, плен, тюрьма, голод, просто жизненный тупик и отсутствие перспектив…) и согласились, восприняв предложение как меньшее из зол.

Население Города составляет приблизительно миллион человек, большинство жителей «приглашены» из реального мира, но имеется и несколько десятков тысяч человек, родившихся уже в Городе. Проблемы языкового барьера нет: все жители Города свободно понимают устную и письменную речь друг друга, при этом каждому кажется, что и он, и все вокруг говорят на его родном языке, даже стихи и песни воспринимаются в адекватном переводе.

Эксперимент

Всем жителям Города при переселении говорится, что они участвуют в некоем Эксперименте. Суть и условия Эксперимента не разъясняются, ни при «вербовке» ни когда-либо потом, более того, незнание участников о целях и смысле Эксперимента есть непременное условие участия в нём, так что герои могут лишь строить догадки и любые происходящие странности объяснять фразой «Эксперимент есть Эксперимент». Одной из самых популярных тем в разговорах являются предположения о том, что собой представляет Город, кем и для чего он создан, в каком времени и пространстве находится и по каким законам существует. Высказываются различные версии: от научного эксперимента инопланетян до первого круга Ада.

У каждого жителя Города есть Наставник, который появляется в некоторые моменты и беседует с человеком, всегда строго один на один. Наставник обсуждает события, эмоции и мотивы подопечного, задаёт вопросы, но никогда не пытается переубедить его или побудить к тому, к чему сам человек не стремится. Наличие Наставника не скрывается, но общение с ним относится к сфере интимного. Наставники не раскрывают секретов Города и Эксперимента.

Жители Города получают работу с помощью распределительной машины, не учитывающей профессии, образования и личных предпочтений. Раз в несколько месяцев работа меняется на новую, внешне безо всякой логики (это называется «правом на разнообразный труд»), но с постепенным улучшением условий и статуса. За отказ от очередного распределения работник наказывается исправительными работами на болотах, после отбытия которых получает работу с самым низким социальным статусом.

Время от времени в Городе начинаются глобальные процессы, затрагивающие всё население. Природа и смысл их неясны. Например, это эрозия построек, превращение воды в желчь (оба события произошли до начала действия), нашествие большого количества неясно откуда взявшихся павианов. Иногда наблюдаются странные, необъяснимые явления, вообще не вписывающиеся в естественный ход вещей, например, «Красное здание», появляющееся ночью в разных местах города, в котором бесследно пропадают люди. На севере, куда герои отправляются в последних частях, эти явления принимают вид явной фантасмагории: люди с отрезанными языками, запершиеся в своих квартирах и сошедшие с ума граждане, ожившие статуи.

Главные герои

Андрей Михайлович Воронин

  • Страна отбытия в Город: СССР, Ленинград.
  • Год рождения: 1928. Указан в разговоре при первой встрече с Давыдовым (фермером).
  • Год отбытия: 1951. Указан там же.
  • Профессия до отбытия: астроном.

Практически вся повествовательная линия строится вокруг Андрея Воронина, который являет собой образец воспитания сталинской эпохой, он очень многое старается перевести на коммунистическую основу, его мировоззрение постоянно подвергается испытаниям новой, непонятной обстановкой.

Дональд Купер

  • Страна отбытия: США.
  • Год отбытия: 1967.
  • Профессия до отбытия: профессор социологии.

Предстаёт перед читателем хмурым человеком, в котором явно ощущается сильный внутренний надлом, хотя раньше был весёлым, общительным, никогда не унывающим. Накопленную растерянность от пребывания в Городе он старается не показывать, внешне его поведение показывает сильную личность. Это проявляется и в его манере вождения, и в привычке носить с собой оружие, хотя в Городе это категорически запрещено, оружием владеют только преступники. Невозможность адаптации приводит его к самоубийству.

Иосиф Михайлович (Изя) Кацман

  • Страна отбытия: СССР, Ленинград.
  • Год рождения: 1936.
  • Год отбытия: 1968.
  • Профессия до отбытия: неизвестна.

Описывается как «встрёпанный, толстый, неопрятный и, как всегда, неприятно жизнерадостный». Несмотря на свою гротескность, шумность, неопрятность и беспрестанное иронизирование над всем и вся — самый, кажется, здравомыслящий человек во всём Городе. Проводит самостоятельные изыскания объяснений происходящего, для этого регулярно уходит за окраину, на север, чтобы проводить исследования, отыскивать записи о прошлом. Очень начитанная и интеллектуальная личность.

Кэнси Убуката

  • Страна отбытия: Япония, Окинава.
  • Год отбытия: приблизительно после капитуляции Японии в войне (упоминаются «марши смерти» на Филиппинах и приговоры японским военным).
  • Профессия до отбытия: литсотрудник в издательстве «Хаякава».

Кэнси Убуката в романе Стругацких — вторая обречённая личность после Дональда Купера. «Dura lex sed lex» — вот основной стержень гражданского самоопределения героя. Неподкупность, следование принципам законности предопределят Кэнси бестолковую и неотвратимую смерть от пули рядового чинуши.

Сельма Нагель

  • Страна отбытия: Швеция.
  • Год отбытия: не упоминается. Возможно — в правление короля Густава VI Адольфа, упоминаемого Сельмой и находившегося на престоле в 1950—1973 гг.
  • Профессия до отбытия: проститутка (как она сама представилась: «фокстейлер»).

Сожительствуя с Андреем, Сельма ведёт себя весьма распутно, Андрея это раздражает. Позже она изменяет свои жизненные убеждения и становится более здравомыслящей женщиной, а впоследствии — женой государственного советника Андрея Воронина.

Ван Лихун

  • Страна отбытия: Китай.
  • Год отбытия: не упоминается.
  • Профессия до отбытия: не упоминается.

Возможно, видный политический деятель, (имя Ван, вероятно, намекает на титул правителя в странах «ханьского (китайского) культурного влияния» (кит. 王, пиньинь: wáng), также имя жены — Мэйлинь — аналогично имени супруги Чана Кайши — Сун Мэйлинь) впоследствии разжалованный, возможно, даже бежавший в Город от репрессий. Ван символизирует человека, уставшего от власти и ответственности, человека, ищущего покой. По словам Вана: «Лучше всего быть там, откуда некуда падать» и далее: «Но это обязательно. Или приходится прилагать такие усилия удержаться, что лучше уж сразу упасть. Я знаю, я всё это прошёл». «Ван обрёл покой» — говорит Воронину Наставник, когда Вану удаётся остаться на своей любимой работе — должности дворника.

Юрий Константинович Давыдов (дядя Юра)

  • Страна отбытия: СССР, деревня где-то около Вологды и Череповца.
  • Год отбытия: 1947.
  • Профессия до отбытия: председатель колхоза. Во время Великой Отечественной войны был танкистом.

Бесспорно сильная личность, закалён и пройденной Великой Отечественной войной, и исконно мужицким, деревенским воспитанием, воспринимает себя как кормильца «городских дармоедов». Ничего не страшится, полагаясь на свою силу и умение дать отпор. Благодаря своей щедрости и общительности быстро становится своим в любой компании. Сторонник «фермерской вольницы», являющей собой полную противоположность советской послевоенной деревне, в которой, кроме безысходности, ничего не видел.

Фридрих (Фриц) Гейгер

  • Страна отбытия: Третий рейх, провинция Восточная Пруссия, где-то под Кёнигсбергом.
  • Год отбытия: очевидно 1945, так как попадает в Город из плена после взятия советскими войсками Кёнигсберга (9 апреля).
  • Профессия до отбытия: военный, унтер-офицер вермахта.

Чрезвычайно сильная личность, однако по воспитанию и мировоззрению — «двойник» Андрея. Весь неиспользованный потенциал он бросает на захват власти, и, в конце концов, воспользовавшись кризисом городской власти и начавшимися народными волнениями, совершает переворот и становится президентом Города.

Отто Фрижа

  • Страна отбытия: очевидно, та же, что и у Фрица Гейгера.
  • Год отбытия: очевидно, тот же, что и у Фрица Гейгера.
  • Профессия до отбытия: военный, ефрейтор фольксштурма.

Идеальный исполнитель, при этом — слабая личность, обречённая находиться в тени лидера. Это не помешало ему сделать карьеру при Гейгере.

Чачуа

  • Страна отбытия: СССР.
  • Год отбытия: не упоминается.
  • Профессия до отбытия: не упоминается.

«…Громадный, разжиревший кавказец, почти без лба, но зато с гигантским носом…» Авторы описывают Чачуа как жизнерадостного кавказца (предположительно — грузина по национальности), который любит все радости традиционной кавказской жизни: весёлые застолья, вино, шашлыки, лезгинку, пышных женщин и т. п. Во второй части Чачуа — следователь, один из лучших в отделе, который ведёт дело о «Падающих Звёздах». В четвёртой части — советник президента, друг семьи Ворониных.

Сюжет

Сюжет романа описывает ключевые моменты жизни в Городе главного героя, астронома Андрея Воронина, попавшего в Город из позднесталинского СССР (1951 год). Андрей последовательно поднимается в статусе: в первой части он мусорщик, во второй — следователь городской полиции, в третьей — редактор газеты, затем, после переворота и захвата власти Фрицем Гейгером, он становится советником по науке. Если сначала Андрей пытается жить в Городе по усвоенным советским правилам и моральным принципам, то уже к третьей части он полностью избавляется от коммунистического фанатизма, но при этом не приобретает ничего взамен, и просто живёт, сообразуясь с обстоятельствами, превратившись, по сути, в обычного обывателя, лишённого всякой идейности. В последних частях Андрей возглавляет экспедицию на север. Потеряв почти всех своих попутчиков, он всё-таки добирается до конца этого мира… чтобы после этого проснуться в собственной комнате в Ленинграде 1951 года. Был ли Город реальностью, так и остаётся неизвестным.

Отзывы других писателей

  • В романе, говоря словами Марка Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его «жизненного цикла», и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения».
  • Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло — и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…»

Премии

  • Беляевская премия, 1990 в категории «Фантастическая книга»
  • Великое Кольцо, 1989 в категории «Крупная форма»

См. также

  • Мир Реки — научно-фантастическая пенталогия писателя Филипа Хосе Фармера.
  • Тёмный город — фильм 1998 года со схожей тематикой.

Примечания

  1. Описание романа на сайте fantlab.ru
  2. Комментарии к пройденному
  3. Амусин М. Иллюзии и дорога. // Октябрь, 1989, № 6
  4. Чупринин С. Предвестие: Заметки о журнальной прозе 1988 года. // Знамя, 1989, № 1

Ссылки

  • Текст романа в Библиотеке Максима Мошкова
  • Споры о «Граде обреченном» на rusf.ru
  • Рецензия Л. Филиппова
  • Дмитрий Быков. Лекция «Стругацкие»: Почему обречён град обреченных – часть 1 на YouTube, Лекция «Стругацкие»: Почему обречён град обреченных – часть 2 на YouTube (21 декабря 2016 года)

Произведения Аркадия и Бориса Стругацких (библиография)

Повести и романы

  • Четвёртое царство (1952)
  • Страна багровых туч (1959)
  • Извне (1960)
  • Путь на Амальтею (1960)
  • Полдень, XXII век (1961)
  • Стажёры (1962)
  • Дни Кракена (1963)
  • Попытка к бегству (1963)
  • Далёкая Радуга (1963)
  • Трудно быть богом (1964)
  • Понедельник начинается в субботу (1964)
  • Хищные вещи века (1965)
  • Беспокойство (1965/1990)
  • Улитка на склоне (1966/1968)
  • Гадкие лебеди (1967/1987)
  • Второе нашествие марсиан (1967)
  • Сказка о Тройке (1967)
  • Обитаемый остров (1968)
  • Отель «У Погибшего Альпиниста» (1969)
  • Малыш (1970)
  • Пикник на обочине (1971)
  • Град обреченный (1972/1987)
  • Парень из преисподней (1974)
  • За миллиард лет до конца света (1976)
  • Жук в муравейнике (1979)
  • Повесть о дружбе и недружбе (1980)
  • Хромая судьба (1982/1986)
  • Волны гасят ветер (1984)
  • Отягощённые злом, или Сорок лет спустя (1988)

Рассказы

  • Как погиб Канг (1946)
  • Песчаная горячка (1955?/1990)
  • Человек из Пасифиды (1958)
  • Спонтанный рефлекс (1958)
  • Испытание СКИБР (1959)
  • Забытый эксперимент (1959)
  • Частные предположения (1959)
  • Чрезвычайное происшествие (1960)
  • Шесть спичек (1960)
  • Трезвый ум (1960/2005)
  • В наше интересное время (1960/1993)
  • К вопросу о циклотации (1963/2008)
  • Бедные злые люди (1963/1990)
  • Первые люди на первом плоту (1963—1968)
  • Нарцисс (2001)

Драматургия

  • Пять ложек эликсира (1987)
  • Без оружия (1989)
  • Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах (1990)

С. Ярославцев

  • Экспедиция в преисподнюю (1974—1984)
  • Подробности жизни Никиты Воронцова (1984)
  • Дьявол среди людей (1991)

С. Витицкий

  • Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики (1995)
  • Бессильные мира сего (2003)

Экранизации

  • Отель «У погибшего альпиниста» (1979)
  • Сталкер (1979)
  • Чародеи (1982)
  • Дни затмения (1988)
  • Трудно быть богом (1989)
  • Искушение Б. (1990)
  • Гадкие лебеди (2006)
  • Обитаемый остров (2008—2009)
  • Трудно быть богом (2013)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *